Jаш эттӱ
945Энциклопедические сведения
Перед наступлением родов женщина отправлялась к своим родителям за родовыми куклами Эмегендер, без помощи которых роды считались опасными и для женщины, и для ребенка (он мог родиться слепым). Такие куклы шились для женщины старшей родственницей в семье и представляли собой бесформенные туловища без рук и ног, сделанные из тряпок и набитые паклей. Вместо глаз пришивались две бусинки. Считалось, что глаза у ребенка будут такого же цвета, что и эти бусины. При затянувшихся родах проводили обряд кормления эмегендер. После рождения ребенка повитуха перевязывала и перерезала пуповину, которая зашивалась в отдельный мешочек и бережно хранилась на протяжении всей жизни ребенка [Каруновская Л. Э. Из алтайских верований и обрядов, связанных с рождением ребенка // Сборник музея антропологии и этнографии. Т. VI. С. 20-36. - Л., 1927; Алексеев Н. А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири. - Новосибирск, 1984; Тощакова Е. М. Женщина в обществе и семье у современных алтайцев. - Новосибирск. 1973].
Место в культуре
Имеет отношение к традиционному телеутскому родильному обряду.
Медиаиллюстрации
1. Пуповина каждого рожденного ребенка зашивалась в кожаный мешочек, к которому пришивались нити из бус, все это прикреплялось к общей бляшке и носилось женщиной на поясе.
Фотография взята из источника: Каруновская Л. Э. Из алтайских верований и обрядов, связанных с рождением ребенка // Сборник музея антропологии и этнографии. Т. VI. С. 20-36. - Л., 1927. - С. 25.
2. Эмегендер
Фотография взята из источника: Каруновская Л. Э. Из алтайских верований и обрядов, связанных с рождением ребенка // Сборник музея антропологии и этнографии. Т. VI. С. 20-36. Л., 1927. С. 22.