Тууарга
947Энциклопедические сведения
В телеутских семьях рожала женщина у себя дома на полу. Во время родов женщина становилась на колени, под нее подстилали кошму или овечью шкуру, под мышки продевали холст или веревку из конского волоса, а стоящие рядом женщины поддерживали ее за концы. Во время тяжелых родов женщину заставляли ухватиться за подвешенное к потолку полотенце и повисать на нем, в то время как повивальная бабка давила на живот. Если роды затягивались, роженицу окуривали вереском, проводя дымящейся веткой справа налево над головой, грудью и животом, читая молитву Великому Ульгену (верховному богу телеутов, творцу мироздания), расплетали ей косы, снимали кольца, швыряли вещи в помещении, производя побольше шума, развязывали все узлы, открывали печную заслонку, чтобы облегчить ребенку появление на свет. Наиболее действенным средством облегчения родов являлось камлание над роженицей [Каруновская Л. Э. Из алтайских верований и обрядов, связанных с рождением ребенка // Сборник музея антропологии и этнографии. Т. VI. С. 20-36. Л., 1927; Алексеев Н. А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск, 1984].
Место в культуре
Имеет отношение к традиционному телеутскому родильному обряду.
Иллюстрации употребления слова (речения)
«Пала майа – Май ба, Умай ба» - тулған кинеги, қажыды энези пойында, печкеӊ алдында потполöдö кöмгöн, чобырғаӊ айырчағында. Озоғыда одыс jылдарда аны качан ийттерге таштағандар. – «Пала майя – Май или Умай» - плацента, которую роженица закапывала у себя под очагом (в берестяной коробке в подполье), либо – в 30 – е гг. 20 века – кидали собакам.