Қара қам

120
Қара қам – «черный» шаман.

Энциклопедические сведения

«Черные» шаманы имеют непосредственное отношение к культам хтонических божеств и духов подземного мира. К черным шаманам относятся настороженно, но в то же время для людей они полезнее белых, так как являются посредниками между людьми и духами. Как отмечает М. Элиаде, сотворившие небо и землю доброжелательные к людям боги верхнего мира, к сожалению, пассивны и потому почти совсем бесполезны в драме человеческого существования, не вмешиваются в человеческие дела и оказывают намного меньшее влияние на ход жизни, чем духи Преисподней, мстительные, приземленные, связанные с людьми кровными узами и намного более строгой родовой организацией [Элиаде М. Шаманизм и архаические техники экстаза / Пер. с фр. А. А. Васильевой, Н. Л. Сухачева; отв. ред. Е. С. Новик. – М., 2015. – С. 190]. Основным адресатом жертвоприношений и молитв черных шаманов является Эрлик – бог нижнего мира. По свидетельству А. В. Анохина, в религиозных представлениях южных алтайцев помимо черных и белых шаманов существуют также черно-белые, возносящие молитвы как небесным божествам, так и подземным духам [Анохин А.В. Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествий по Алтаю в 1910-1912 гг. по поручению Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии / А. В. Анохин; с предисл. С. Е. Малова. - Ленинград: Рос. акад. наук, 1924. С. 33. (Сборник Музея антропологии и этнографии при Российской академии наук; Т. 4, Вып. 2)]. Женщины-шаманки всегда являются «черными», поскольку они не совершают путешествий в верхний мир.

Медиаиллюстрации

Фотографии взяты из источников: Алексеев Н. А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири (опыт ареального сравнительного исследования). – Новосибирск, 1984. – С. 221; Басилов В. Н. Избранники духов. – М., 1984. – С. 52.

1. Костюм южно-алтайского шамана. ГАКМ. Опись атрибутов шаманства, экс. 2. Вид сзади. Фото Н. А. Алексеева, 1976 г.
2. Шаман верхом на медведе спускается в нижний мир. Рисунок 1920 гг.