Таслақ
139Энциклопедические сведения
Жертвенник южных алтайцев и телеутов зачастую представлял собой деревянные шесты, колья, на которых подвешивались части жертвенного животного. Любопытные факты, связанные с культом Эрлика, приводит А. В. Анохин [Анохин А. В. Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествий по Алтаю в 1910-1912 гг. по поручению Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии: / А. В. Анохин; с предисл. С. Е. Малова. – Ленинград: Рос. акад. наук, 1924. – С. 3–4. (Сборник Музея антропологии и этнографии при Российской академии наук; Т. 4, Вып. 2)].
Во время жертвоприношения Эрлику шесты для жертвенника выбираются кривые и старые, дурного качества. Дабы умерить алчность божества, жертвенник иногда ставят около шиповника, боярышника и облепихи, которых Эрлик боится, а также устраивают непременно на северной, менее почтительной стороне, в отдалении от стойбища (аила) за городьбой в темном уголке, куда выкидывают отбросы и сваливают падаль. Жертвенное животное, посвященное Эрлику, несмотря на страх наказания, часто выбирали тощее и больное.
Медиаиллюстрации
Фотографии взяты из источника: Алексеев Н. А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири (опыт ареального сравнительного исследования). –Новосибирск, 1984. – С. 22.
1. Сом – телеутское ритуальное сооружение в честь родовых духов-покровителей;
2. Берестяной туесок, жертва духам на соме.