Пайана
133Энциклопедические сведения
В традициях народов Сибири обряд жертвоприношения совершался шаманом по просьбе человека, желающего попросить помощи духов в каком-либо деле. Во время обряда жертвоприношения шаманы обращались к духам верхнего, среднего и нижнего миров. По своему сценарию такие обряды были достаточно типичны [Алексеев Н. А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири (опыт ареального сравнительного исследования). – Новосибирск, 1984. – С. 185]. В начале шаман угощал родовых духов-покровителей, окропляя их изображения вином, водкой или молоком одновременно с чтением молитвы. Затем шаман призывал своих духов-помощников, в беседе с ними он узнавал причину неудачи (болезни и пр.) заказчика обряда. Далее с целью ликвидации причины несчастья шаман должен был отправиться в путешествие к месту жительства недовольного духа и умилостивить его. Указанное достигалось в процессе камлания и принесения жертвы. В качестве жертвы использовалась еда, одежда, животные.