Кÿн

131
Кÿн – солнце.

Энциклопедические сведения

Солнце является одним из важнейших объектов почитания в архаических культах и в развитых мифологических системах нередко отождествляется с верховным божеством. В обществах, имеющих сформированный аппарат власти, на более поздних этапах развития мифологии солнечный культ начинает связываться с земным правителем [Иванов В. В. Солярные мифы // Мифы народов мира. Т. 2. – М., 1992. – С. 461]. В мифологии народов Сибири солярные мифы не имеют доминирующего значения, однако существующие фольклорные записи фиксируют некоторые элементы солнечного культа. В фольклоре телеутов солнце относится к сонму божеств верхнего мира: во время камлания шаман упоминал Мать Солнце, находящуюся на пятом слое неба. Кроме того, символы солнца и луны изображались на шаманском бубне и использовались в ритуальном облачении шамана как элементы подвесок. Н. А.Алексеев пишет следующее: «Солнце» пришивалось на правой поле ритуального одеяния шамана, параллельно «Луне». О Солнце шаман говорил обитателям нижнего мира: «Вот знак моей принадлежности к солнечному миру, туда вернусь, освещая им свою дорогу». В нижнем мире Солнце спасает шамана от огненного взора обитателей этого губительного края» [Алексеев Н. А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири (опыт ареального сравнительного исследования). – Новосибирск, 1984. – С. 150].

Медиаиллюстрации

Фотографии взяты из источника: Анохин А.В. Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествий по Алтаю в 1910-1912 г.г. по поручению Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии / А. В. Анохин; с предисл. С.Е. Малова. – Ленинград: Рос. акад. наук, 1924. – С. 59 (Сборник Музея антропологии и этнографии при Российской академии наук; Т. 4, Вып. 2).

1. Изображение солнца на шаманском бубне находится вверху слева;
2. Пояс от шаманского костюма с нашитыми металлическими бляхами, символизирующими солнце и луну.