Барс

137
Барс – рукоять бубна.

Энциклопедические сведения

По свидетельсту Н. А. Алексеева, телеуты называли бубен марсом (мар, барыс, парс – тигр), по имени духа, от которого шаман получал этот атрибут. Слово«марс» означало также рукоятку бубна [Алексеев Н. А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири (опыт ареального сравнительного исследования). – Новосибирск, 1984. – С. 161]. Ее орнаментировали резьбой и высверливали в ней симметричные отверстия различной конфигурации. Рукоятка бубна, по шорским верованиям, считалась изображением духа-хозяйки бубна. По классификации А. В. Анохина [Анохин А. В. Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествий по Алтаю в 1910-1912 гг. по поручению Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии / А. В. Анохин; с предисл. С.Е. Малова. - Ленинград: Рос. акад. наук, 1924. С. 49-65 (Сборник Музея антропологии и этнографии при Российской академии наук; Т. 4, Вып. 2)], у этнических групп алтайцев было три типа бубнов, отличающихся по форме рукоятки. Первый тип имел рукоятку в виде антропоморфного идола с головой, плечами и раздвоенными ногами. Вместо глаз у него две медные бляхи, нос, брови, губы и подбородок покрыты тонкой пластинкой меди, у второго на обоих концах рукоятки имелась личина; на рукоятке третьего типа не вырезалось антропоморфное изображение духа, а вместо него наносился резной орнамент.

Медиаиллюстрации

Фотография взята из источника: Анохин А. В. Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествий по Алтаю в 1910-1912 гг. по поручению Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии / А. В. Анохин; с предисл. С. Е. Малова. – Ленинград: Рос. акад. наук, 1924. – С. 53 (Сборник Музея антропологии и этнографии при Российской академии наук; Т. 4, Вып. 2).

1. Варианты рукояти бубна.