Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Ru

Центр цифрового образования КемГУ: внедрение дистанционных направлений подготовки в каждом институте вуза


В июне 2021 года в Кемеровском государственном университете было создано новое структурное подразделение для профессиональной переподготовки и повышения квалификации в онлайн-формате – Центр цифрового образования, руководителем которого стала Лариса Евгеньевна Тихонова. О том, какие задачи решает подразделение, успехах за год и планах на будущее, в интервью пресс-службе КемГУ рассказал кандидат экономических наук, проректор по цифровизации и проектной работе Роман Михайлович Котов.

От идеи – к воплощению

– Идея создания Центра цифрового образования возникла три года назад, однако ещё ранее в университет стали поступать письма с предложениями о сотрудничестве в сфере предоставления студентам онлайн-курсов. Мы изучали этот вопрос, просматривали различные онлайн-курсы. Но практически все они представлены в классическом формате, когда лектор рассказывает что-либо на камеру. В редких случаях такие лекции разбавлялись картинками или слайдами из презентаций. Несмотря на высокое качество материала, форма подачи была скучной и скорее перенесённой из аудиторного формата в видео, нежели чем-то принципиально новым. 

Мы задумались о том, что образовательный онлайн-контент должен быть совершенно иным: коротким, ёмким, с видеорядом, подкрепляющим слова лектора, – тогда повысится заинтересованность слушателей и запоминаемость информации. Одновременно с этим пришло понимание, что если мы будем просто записывать преподавателей на камеру, то повторим путь всех остальных. Работа должна быть выстроена иначе: необходимо формировать контент, работать с преподавателями, уделять достаточное время видеомонтажу, чтобы в итоге получить материал высокого качества. Лариса Евгеньевна Тихонова собрала команду единомышленников со всей России. Наши монтажёры объединены одной платформой, на которой в общем доступе загружаются материалы для монтажа и уже готовые ролики.

Кстати говоря, если вы интересуетесь нашей работой, хотите поучаствовать и готовы помочь развиваться Центру цифрового образования, хотите снимать и монтировать видео, мы с удовольствием приглашаем на практику. Необходимо связаться с руководителем ЦЦО Ларисой Евгеньевной Тихоновой (электронный адрес: cdet.kemsu@gmail.com).

«Цифровому» кораблю – масштабное сетевое плавание

 – За год мы записали и запустили 9 разнонаправленных курсов повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки, провели экспериментальный набор на бакалавриат с полным применением дистанционных образовательных технологий по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование». Этот эксперимент интересен с разных точек зрения. Поскольку по этой программе учатся студенты-заочники, то качество онлайн-подготовки значительно выше, чем при классическом заочном обучении. Количество часов лекций мы отсняли как по очному учебному плану: то есть, дисциплина, к примеру, читается не 4 часа, а как полагается – 16 или 32. Несмотря на относительно недавнее создание Центра цифрового образования КемГУ, по количеству онлайн-курсов он уже вышел в ряд ведущих университетов, предлагающих образование с полным применением дистанционных технологий. Если систематизировать достижения за прошедший год с момента старта, выстраивается внушительный список:

  • Сформирована надёжная команда ЦЦО, люди в которой собрались из разных точек страны;
  • С нуля запущен процесс производства видеоконтента с тщательной проработкой материала, монтажом, подбором видеоряда и пр.;
  • Развернуты необходимая ИТ инфраструктура, обеспечивающая онлайн образование;
  • Запущена программа бакалавриата с полным применением дистанционных образовательных технологий;
  • Курсы, снимаемые для студентов-бакалавров, перерабатываются в курсы дополнительного профессионального образования;
  • В числе слушателей наших курсов – представители 36 регионов и крупных городов России.

Помимо этого, стоит отметить, что цифровое образование, в частности – ЦЦО, сегодня занимает одно из центральных мест в стратегии цифровой трансформации университета, которая включает в себя четыре блока: цифровизация внутренних процессов; управление на основе данных; развитие ИТ инфраструктуры; цифровое образование, позволяющее рассматривать всю страну как единую площадку для осуществления образовательной деятельности КемГУ.

Планы на будущее – цели в настоящем

– В этом году мы будем проводить набор на программы высшего образования с полным применением дистанционных образовательных технологий по четырём направлениям подготовки: «Экономика», «Психолого-педагогическое образование», «Педагогическое образование» (профиль «Дошкольное образование») и «Педагогическое образование» (профиль «Начальное образование»). В перспективе планируется внедрение дистанционных направлений подготовки в каждый институт вуза. Подробнее о новом формате можно узнать на сайте https://cifrium.com/education_online.

Следующая задача на ближайшее будущее – развитие практикоориентированного образования. Так, к примеру, мы планируем ряд курсов, которые смогут дать студентам рабочие инструменты, практические навыки, поскольку рынок сегодня требует от специалистов не только знания в чистом виде, а владение конкретными навыками. У нас уже есть несколько таких курсов – «1С:Бухгалтерия 8.3» и «Базовые приёмы видеопроизводства при создании образовательных курсов», однако мы планируем снять целую серию.

Также мы готовим набор курсов по soft skills (гибким навыкам), который отдадим в обязательном порядке всем студентам бесплатно. Например, по публичным выступлениям, подготовке презентаций, деловому письму и т.д. Наши студенты очень умные и хорошо подготовленные, у них хорошо развиты так называемые hard skills, но иногда, когда приходится публично выступить, они могут начать теряться, и все знания, которые человек может выплеснуть, смазываются просто потому, что он не знает, как вести себя на публике. Мы же хотим дать работающие методики и научить студентов подавать себя и свои знания через базовый набор soft skills, который позволит грамотно писать письма, публично выступать, готовить презентации и пр., поскольку наша миссия заключается в том, чтобы студент мог поступить, качественно отучиться, получить работу с хорошей зарплатой, стать счастливым, и тогда мы будем счастливы, будем считать, что наша цель как университета достигнута – успех нашего выпускника. Потому что сделали всё, чтобы другой человек, доверившийся нам, стал счастливым и успешным в жизни и в карьере.

Если говорить о количественных показателях, то на ближайшие 3 года Центр цифрового образования КемГУ ставит цель по количеству студентов балакавриата и слушателей курсов в 1000 человек, также одной из задач станет выход на международный рынок и привлечение студентов и слушателей из-за рубежа. В ближайшие 5 лет планируется достичь показателей, которые в том числе показывают и другие вузы – 5000-7000 человек, а также полностью реализовать концепцию «Вся Россия – образовательное пространство КемГУ».

Справка. Все дисциплины, предлагаемые ЦЦО, можно изучать в удобном режиме в свободное время. По завершении прохождения онлайн-курсов в зависимости от выбранной программы обучающиеся получают удостоверения о повышении квалификации или дипломы о профессиональной переподготовке установленного образца. База данных обучающих курсов постоянно пополняется, ознакомиться с ней и приступить к обучению можно на платформе «Цифриум» – cifrium.com.

На сегодняшний день ЦЦО насчитывает более 200 слушателей из 36 регионов и крупных городов Российской Федерации: Москвы, Санкт-Петербурга, Кемеровской, Томской, Ростовской, Иркутской, Оренбургской, Саратовской, Московской, Сахалинской, Тамбовской, Волгоградской, Новосибирской, Тульской, Смоленской, Амурской, Костромской, Курской, Белгородской и Астраханской областей, Красноярского, Алтайского, Краснодарского, Приморского, Забайкальского, Камчатского и Ставропольского краёв, Республик Татарстан, Дагестан, Тыва, Алтай, Чувашия, Хакасия, Бурятия, а также Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономного округов – Югра.


Вверх