Кут

128
Кут – душа.

Энциклопедические сведения

В анимистических представлениях народов Сибири, одушевляющих весь материальный мир, особая роль отводится человеческой душе. Причем архаические местные представления о душе отнюдь не были идентичны христианскому вероучению. Так, например, у якутов словом «кут» именовалась жизненная сила человека и других живых существ. Каждый человек имел три формы кут: буор кут – земляная, или земная, кут, салгын-кут – воздушная кут, ийэ-кут – мать кут (главная кут). Главная мать-душа (ийэ кут) обитает в затылке и может на время исчезать. Бор-кут (земная душа) находится в теле. Третья душа (салгын-кут) помещалась в спине [Алексеев Н. А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири (опыт ареального сравнительного исследования). – Новосибирск, 1984. – С. 134].

В фольклоре телеутов ребенка наделяла душой Умай, которая являлась посредницей между Ульгеном (верховным божеством) и людьми. По другим источникам, человеческие души создает Эрлик – бог подземного мира. Записи некоторых камланий свидетельствуют о том, что изначально к категории матерей, даровавших культ ребенка, относился и сам Бай Ульген. Кут человека представляет для него главную ценность, но в то же время душа подвергается многочисленным опасностям. Например, она может заблудиться во время своего ночного путешествия или ее могут похитить духи или колдуны. В этом случае человек заболевает и может умереть. Похищенную злым духом душу (двойника) телеуты называли словом сӱр [Потапов Л. П. Алтайский шаманизм. – Л., 1991. – С. 61]. Вернуть утраченную душу можно только с помощью шамана, который проводит соответствующие ритуальные действия, отправляя за потерянной душой своих духов-помощников.