Jӱуйнур

136
Jӱуйнур – бубен.

Энциклопедические сведения

Бубен является обязательным атрибутом в шаманской ритуальной практике. Именно бубен помогает шаману путешествовать в верхний и нижний мир. Во время обряда камлания бубен мог отождествляться со щитом, конем или лодкой, волшебным луком, по некоторым источникам удары колотушкой в бубен предупреждали духов о прибытии шамана. Бубен состоял из обечайки (основы) круглой или овальной формы, которую гнули из дерева. В обечайку вставлялась рукоять. Обтягивали бубен кожей самца марала, оленя, горного козла, жеребенка. На внешнюю сторону обтяжки наносились сакральные изображения. Каждая этническая группа имела свой традиционный стиль оформления бубнов. Бубны шаманов одной группы имели ряд одинаковых рисунков, но количество и виды их были разными, что обусловлено делением шаманов на слабых, средних и сильных. В верхней части помещались символические космогонические изображения астральных объектов (солнца, луны, звезд). Кроме того в верхней части могло быть изображение священной березы или тополя, являющихся аналогами мирового древа, а также рисунки духов-помощников шамана. На нижнюю часть лицевой стороны бубна наносились антропоморфные и мифические изображения: дух-хозяин колотушки бубна и дух, стреляющий из лука в злых духов, мифические кони для поездок к Эрлику, фантастический зверь по имени Кер-Бос и духи в образе пресмыкающихся - лягушки, змеи и ящерицы. После изготовления бубна и нанесения ритуальных изображений, проводилсят обряд «оживления» животного, шкурой которого обтянут бубен.

Как указывает Н. А. Алексеев, у телеутов в изготовлении бубна участвовало большое количество людей. Они оказывали помощь шаману продуктами, деньгами, делали отдельные детали бубна. Согласно традициям телеутского шаманизма, рукоятка должна была быть сделана из куска растущей березы, обечайка вытесывалась из части живого кедра. По данным Л. П. Потапова за 1927-1935 гг., телеутский шаман после обтягивания бубна кожей и нанесения рисунков, когда в бубен покамлали желающие из присутствующих... брал бубен сам и показывал новый бубен Улъгену и затем старику, духу порога... [Источник: Алексеев Н. А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири (опыт ареального сравнительного исследования). Новосибирск, 1984. С. 165.] В этот период, видимо, в связи с тем, что бубен стал обтягиваться шкурой домашнего животного, телеуты стали оживлять лишь колотушку для бубна. После завершения изготовления бубна посторонним запрещалось его трогать без разрешения хозяина, шаман не должен был камлать с чужим бубном. После смерти шамана, его бубен вешали на дерево вблизи места погребения, дотрагиваться до него было запрещено.

Медиаиллюстрации

Фотографии взяты из источников: Анохин А. В. Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествий по Алтаю в 1910-1912 гг. по поручению Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии / А. В. Анохин; с предисл. С. Е. Малова. – Ленинград: Рос. акад. наук, 1924. – С. 58 (Сборник Музея антропологии и этнографии при Российской академии наук; Т. 4, Вып. 2); Басилов В. Н. Избранники духов. – М., 1984. С. 87; Алексеев Н. А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири (опыт ареального сравнительного исследования). – Новосибирск, 1984. – С. 164.

1. Бубен койбальской шаманки
А - небесный мир: а - солнце (кюн), б - луна (ай), в - Венера (Солбан), г - звезды (чылтыс); Б - подземный мир: д - священная береза (пай казынг), е - дух, патрон шамана (эзи), ж - желтые девы, русалки (сарыг кыс), з - черные люди (кара кизи), и - воплощение духов: водяного (суг ээзи) и горного (таг зэзи), к - вещие черные птицы (кара кус), л - сам шаман (кам позы), м - волк (пююр), н - горный дух (таг эзи); В - три слоя земли, отделяющие небесный мир от подземного.

3. Телеутский бубен (горизонтальная полоса, разделяющая изображение на бубне на две части, символизирует землю, средний мир).